top of page

БЛОГ О ПАКИСТАНЕ

Путевые заметки Ольги Сим

На путешествия и на работу гидом меня во многом подтолкнул Пакистан. Первый раз я оказалась в этой чудесной стране в 2009 г. - и очутилась словно в сказке! Приехала я туда из Китая по Каракорумскому шоссе - пограничная дорога пролегала на высоте 3000-4000 м. Уже во время поездки по этой дороге я почувствовала необычность мест - высокие, пустынные горы, покой и суровая красота, настолько пустынные, что между пунктами иммиграционной проверки Китая и Пакистана надо было ехать часов 6.  Когда автобус немного спустился и наконец достиг пограничного контроля Пакистана - нас, человек шесть туристов, встретили расслабленные приветливые пограничники пенджабской наружности, молодые симпатичные ребята, которые попросили паспорт и стали от руки заполнять информацию в своем журнале. Покинув пост контроля, автобус проехал еще полчаса по шоссе и остановился, так как дорога была сильно повреждена недавним горным обвалом. Мы взяли свой багаж и приготовились пробираться сквозь глыбы камней. Но деловые таксисты, проинформированные о ситуации, уже подоспели по дороге с другой стороны от обвала. Ко мне подбежал такого рода таксист и абсолютно не спрашивая меня, схватил молча мой чемодан и стал проворно прыгать по глыбам с моим грузом. Едва за ним поспевая, я наконец очутилась перед его вездеходом. Рядом подоспели откуда-то еще двое иностранцев - австралиец и американец, обоим по лет 55, и оба к моему удивлению говорившие на урду. Вместе с ними за несколько часов мы на этом вездеходе к вечеру прибыли к ближайшему более-менее крупному и похожему на город населенному пункту - городу Алиабад. Было темно, я расплатилась с водителем и разместилась в какой-то гостинице. Когда утром я проснулась и вышла на улицу и потом прогулялась до столовой, с которой раскрывался вид на горы, - я поняла, насколько это удивительное место. 


Что же такого необычного я заметила? Ну во-первых, бьющий в глаза, солнечный вид на горы. Скалы перемежались со скудной растительностью. Острые блестящие пики впивались в абсолютно безоблачное голубое небо. Солнце светило ярко, но не изнуряюще. Это была долина Хунза! Алиабад располагается внизу близко к реке Хунза. Пики гор окружают ее с двух сторон. Во-вторых, люди. Все мужчины и женщины до одного одеты в шалвар-камизы. Жители Хунзы - горцы, со светлой по сравнению с южанами-пенджабцами кожей. Но главное - заметные с первого взгляда доброта и теплота, излучающие от всех людей. Нет в них и намека на холодность и хитрость горожан.


Через два дня я переехала из Алиабада наверх - в г. Каримабад, что в получасе езды, чуть выше в горах. Мое мнение там о местных людях подтверждалось с каждым днем. Итак, кто такие хунзяне? В Хунзе живут несколько народностей , основные - это буриши, шина и вахи (вакханцы). Буриши - народ с необычным и неизвестным доподлинно происхождением, как и их язык Бурущаски, который не относится ни к одной языковой группе. Считается, что одними из прародителей буришей являются воины армии Александра Македоноского, которые, возвращаясь из Индийского похода, частично застряли в горах, потом смешались с некоторыми местными жителями, выработали своеобразный язык, имеющий отдаленные сходства и с греческим и с индо-арийскими языками и  даже со славянскими, кстати, одна из версий считает, что славяне тоже как-то поучаствовали в этногенезе буришей. По культуре буриши типичные горцы-земледельцы, мастера террасных полей, разводят не только овощи и зерновые, но и сказочные богатые сады персиковых, абрикосовых , ореховых деревьев , вишни, черешни. Какие только блюда  здесь не делают из орехов и абрикосов! - и чай из растертого грецкого ореха, и десерты из измельченной кураги с медом...


Так же как и ваханцы, бур\иши исповедают исмаилистский ислам, который наименее строгий из всех видов ислама. Именно поэтому в Хунзе можно часто увидеть женщин с непокрытой головой, самостоятельных женщин, имеющих работу, а также, поскольку в исмаилизме делается особый упор на образование, эти горцы имеют самое высокое процентное соотношение образованного населения в Пакистане по сравнению с другими народностями.


Ваханцы живут в Верхней Хунзе и других районах Каракорума, они помимо земледелия также занимаются скотоводством, что обусловлено суровым горным и пустынным расположением их обитания. Ваханцы почти всегда живут большими семьями. В городах, типа Гилгита или Каримабада, буриши, вахи и шина занимаются ремеслами, торговлей, разного рода бизнесом, а в деревнях они ведут очень традиционных образ жизни, нередко всей семьей спят  в одной большой комнате возле печки, вахи держат огромные стада овец, коров и лошадей.



Балтистан - мой самый любимый регион Пакистана. И в плане географии и в плане населяющего его народа - балти. Именно здесь расположены знаменитые восьмитысячники - К2 (Коджори), Броуд-Пик, Гашебрум-1 и Гашебрум-2, Происхождением балти также отличаются - оно пожалуй еще более экзотичное, чем у бурушей. Балти были некогда тибетцами, которые в 15-16 вв. сделали перевал из Западного Тибета через Гималайско-Каракорумский хребет на Юг и очутились на территории нынешнего Балтистана. Во время перехода и всех мытарств, связанным с изменением места жительства, они утратили буддизм и стали мусульманами-шиитами. Видимо буддистское прошлое до сих пор сказывается - балти сильно отличаются от других этносов Пакистана по характеру, нет такого жаркого темперамента, балти бывают очень томные и сентиментальные. Столица Балтистана - город Скарду. Когда-то он был совсем небольшой, еще в 2009 году он был тихим и уютным. Но в связи с нарастающим напряжением на пакистано-афганской границе, многие семьи мигрируют с приграничных районов  в Балтистан, и в 2014 году Скарду был уже очень шумным и густонаселенным местом. Но все равно, это мой самый любимый город... Он находится в небольшой чаше, окруженной абсолютно пустынными скалистыми пиками. И в часе езды на Север находится чудеснейшая долина Шигар. Шигар выглядит как неземной пейзаж - огромные безбрежные волны песка и мелкой реки и скалы вокруг. В скалах можно увидеть отверстия - это маленькие пещерки, проделанные динамитом в целях добычи полудрагоценных и драгоценных камней. Местные жители имеют право купить лицензию на владение такими пещерами, приносящими хорошие доходы. В основном камни в необработанном виде и в огромном количестве везутся в Китай на ярмарки, где продаются оптом, и китайские лаборатории их обрабатывают.


Во всем горном Пакистане есть своя непередаваемая прелесть. Главное - это ощущение чистоты и красоты, которые возможно существовали на нашей планете более 100 лет назад. Почему они сохранились в Пакистане? Во-1-х, из-за удаленности мест от основных дорог цивилизации, во-2-х, благодаря политической изоляции и неправильном представлении об этой стране в мире сюда не приезжают толпы туристов и жители также оторваны от остального мира, благодаря чему сохранилась чистота и доброта и домашняя атмосфера среди жителей, которые видимо когда-то были характерны для всей Индии.


Экономика и общество Исламской Республики Пакистан


После разделения Индии в 1947 году, обе части - мусульманская и собственно индийская - развивались почти вровень до 1990-х гг. Но примерно за последние 20 лет Индия вырвалась значительно вперед. Однако в целом Пакистан следует аналогичному с Индией пути. Это страна с развивающейся промышленностью, центр которой приходится на провинцию Пенджаб, а также в южном городе Карачи. Ведущими отраслями являются виды легкой индустрии - текстильное производство с центром в г. Файсалабад (Пенджаб) и пищевая. Кроме того, Пакистан поставляет сельскохозяйственную продукцию в Европу. Дело доходит до абсурда. Например, рис и фасоль экспортируются  тоннами в Великобританию, которая  упаковывает их в красивые мешочки и в таком виде продает по всему миру, в том числе назад в Пакистан, где жители городов покупают свою же фасоль в 10 раз дороже в английской упаковке в супермаркетах. К счастью, основная часть населения отоваривается на простых рынках. Пытается Пакистан развивать и тяжелую промышленность, но ввиду отсутствия средств на крупные инвестиции правительство позволяет иностранным компаниям строить заводы на своей территории. Например, российская компания "Северсталь" строит в данный момент металлургический завод около Карачи. Пакистан богат природными ресурсами, в том числе топливным сырьем, но его добыча по каким-то причинам запрещена. 


Общественный уклад страны зависит от конкретной провинции и местности. Если речь идет о сельскохозяйственной территории пригодной для выращивания культур, то обычно она принадлежит определенным семьям — потомственным мелким или крупным феодалам. Поскольку проживающие на их землях работники, являясь формально свободными людьми, на деле зачастую абсолютно лояльны своим господам , в том числе в силу низкой образованности. Так обстоит дело и в пуштунских провинциях (Хайбер-Пахтунва, Кохистан) и у горных народов и частично в Пенджабе. Например, я знаю одного пуштуна, семья которого владеет обширной территорией в долине Сват, и на ней проживает около 4000 людей. Во время выборов президента в 2013 году, которые произошли досрочно после отставки предыдущего правительства и месяцев уличных демонстраций, к владельцу этой крупной вотчины (отцу этого моего знакомого пуштуна) приехал со специальным визитом один из кандидатов  — пенджабец Шарифф, который впоследствии и выиграл выборы. А приехал он с целью попросить этого феодала проголосовать за него на выборах, что означает, что и все 4000 человек на его территории проголосуют также. Одним словом, задача Шариффа была объехать с дружественными визитами всех глав богатых кланов и таким образом заполучить голоса сельского населения Пакистана. Иное дело — городское население, которое более грамотно и обычно очень политизированное, а также жители промышленно развитых регионов, в первую очередь это Пенджаб, которому практически не свойственны черты феодального строя в отличии от остального Пакистана. В Пенджабе большая часть населения так или иначе задействована в промышленности, в развитой сфере услуг и торгово-финансовой сфере, а это занятие уже формирует совершенно другое сознание людей. В Пенджабе гораздо реже можно встретить огромные семьи, живущие несколькими поколениями вместе в одном доме, как это часто бывает у пуштунов или горцев. В Пенджабе, особенно среди образованных и зажиточных слоев, каждая ячейка семьи живет отдельно и детей в семье максимум четыре, в отличии от 6-12 детей в пуштунских или горских семьях. Кстати, в более традиционных семьях смертность женщин выше мужской, что происходит по нескольким причинам: женщины часто умирают после родов нескольких детей подряд в молодом возрасте, часто женщины перетруждаются в домашних работах, более низкая грамотность женщин по сравнению с мужчинами сказывается на недостаточной заботе о своем здоровье и несвоевременном обращении к врачам.



Пенджаб и пенджабцы. В обществе в целом (и в политике и в промышленности да и везде), лидирующее место принадлежит пенджабцам среди десятков других этносов. Пенджабцы занимают практически 90% правительственных постов, включая бюрократию во всех провинциях и армию. Столица страны Исламабад - это также Пенджаб. Порой довольно любопытно наблюдать, как в Балтистане губернатором является молодой пенджабец. Я лично была с ним знакома, когда продлевала визу, и потом видела , как он проводил собрание старейшин на урду. - Да, он не утруждается выучить язык балти. А также довольно любопытно видеть пенджабских солдатов, охраняющих границу с Китаем возле Каракорумского хребта, ведь пенджабцы - южане, не особо приспособленные жить в горах. Во время последнего конфликта между Индией и Пакистаном за эти горные районы вооруженные столкновения шли прямо на леднике Балторо на высоте 5000 м около К2 и Броуд-Пика, и большинство погибших солдат умерли не от ранений, а от горной болезни. Пенджаб - самая развитая экономически и социально провинция. Пенджабские города наиболее вестернезированные и напоминают города всего мира - кафе, рестораны, магазины, автосалоны, Wi-Fi в общественном транспорте, роскошные дома. Пенджабцы наименее религиозные в быту во всем Пакистане. Являясь суннитами, они мало напоминают строгих суннитов-пуштунов. Пенджаб - это научный и образовательный центр страны. Уровень образования пенджабцев не ниже европейского уровня. Хотя может показаться, что пенджабцы - просто самые вестернезированные и наименее традиционные в сравнении с другими этносами, но однако - и религиозный центр также в Пенджабе!! Я б сказала, что они уникальный народ, одинаково талантливый и в плане освоения Западных технологий и стандартов и в духовном одновременно! Пенджабцы и жители пустынной провинции Синд - единственные крупные этносы в Пакистане, которых можно отнести полностью к арийской группе этносов, исповедовавшие индуизм до исламизации в 8-9 веках. И тут мы плавно подходим к религии и духовности.


Духовные потенциал и религиозные традиции народов Пакистана - одни из самых сильных на планете. Не в обиду будет сказано по отношению ко всем другим культурам, но жители п-ва Индостан, включая отделяющие его от остального мира горы Гималаи, - то есть индийцы, пакистанцы, тибетцы и остальные - действительно отличаются талантом в любых (!) в прямом смысле слова религиозно-духовных практиках!! вот уж где верна пословица "Не место красит человека, а человек - место". Действительно, дело, на мой взгляд, не в различии религий, которые пытаются выявлять преимущества по отношению к другу другу. Дело в людях. Народы территории Пакистана - нагляднейший пример того, как люди на протяжении своей истории пережили и зороастризм, и индуизм, и буддизм, и ислам и во всех абсолютно религиозных традициях они добивались духовных высот и были, если можно выразиться, законодателями духовных стандартов во всех этих религиях в свое время! Если Европу можно назвать тем место, в котором погибает любая пришедшая туда религия через какое-то время, то народы Пакистана (как и всего Индостана) - это то место, где любая религиозная традиция найдет глубочайший отзыв в сердцах и благодатную среду для развития. Памятники некогда индуистской культуры индо-арийских народов Пакистана разбросаны по всей стране, особенно на территории Пенджаба по понятным причинам. Очень богато представлен буддистский пласт истории. Древнее буддистское королевство Гандара простиралось в 8-5 вв. до н. э. от территории Юго-Восточного Афганистана сквозь центральную часть Пакистана (Пенджаб и пуштунские провинции) и до Северной Индии. В Пакистане остались руины монастырей Гандары, среди которых самый крупный - это комплекс Таксила (полчаса езды на Запад от Исламабада). Буддисты всего мира до сих пор посещают эти места как святыни. Ну и самое главное и самое актуальное - это то, каких высот достигли пенджабцы и пуштуны (два лидирующих этноса Пакистана) в Исламе. Можно воочию убедиться насколько общество этой страны действительно живет всеми лучшими принципами Ислама на полном серьезе. Кроме того, что общество в принипе придерживается норм шариата, здесь живут драгоценные линии духовной преемственности от учителя к ученику - это настоящие мощнейшие религиозные центры Ислама. В первую очередь речь идет о суфизме в Лахоре и Пешаваре.


Стоит отдельно рассказать о столице Исламабад. Расположенный в провинции Пенджаб, это новый город, основанный Джинной (первым правителем Пакистана после разделения с Индией) и окончательно построенный в 1960-е годы. Город построили специально для расположения в нем правительственных учреждений, всю структуру города тщательно заранее спланировали, и в нем не предполагатеся изменение или расширение. По этой причине, это самый комфортный из всех крупных городов в стране: прямые широкие улицы, город поделен равномерно на секторы, в каждом секторе находится определенное количество современных зданий. Основные районы Исламабада - это Blue Area, где расположены все правительственные институты и неподалеку от них знаменитая мечеть Фейсал, построенная в 1960-е гг. саудовским принцем Фейсалом, а также Джинна-Авеню с дорогими магазинами и ресторанами; Джинна-Супер также с многочисленными торговыми лавками и ресторанами; остальные секторы заполнены либо частными резиденциями чиновников и другой элиты страны, либо многоквартирными 2-этажными домами или гостиницами. В жилых районах Исламабада можно встретить, как и в других городах, торговцев шашлыка и кебаба с мангалами на улице, тандыры, у которых по утрам продают свежие лепешки наны (есть простые наны, а есть на молочном тесте с кунжутом рохини-наны), а также небольшие забегаловки с огромными чанами варящегося дала (фасоль), сабджи (овощи в остром соусе), риса, баранины или курятины. Для неподготовленного к местной кухне желудка питаться в подобных заведениях опасно для здоровья. В целом, как уже было сказано, Исламабад - самый комфортный в материальном смысле город страны: здесь нет огромных толп людей и загазованности транспортом, как в Карачи или Лахоре, во-2-х, это все-таки Пенджаб с его открытостью миру и образованным и более обеспеченными людьми, которые не будут удивленно пялиться на иностранцев, во-3-х, магазины заполнены всем необходимым от электронной техники до европейской одежды, которую носят в Пакистане только пенджабцы. Стоит еще добавить, что Исламабад построен в получасе езды от более старинного пенджабского города Равалпинди - более шумного, грязного и совсем не упорядоченного, и возле которого расположен международный аэропорт.


Общим языком общения для всех около 40 этносов Пакистана является урду, который практически не отличим от хинди. Различие заключается лишь в том, что письменность урду — арабская азбука, а также когда речь заходит о религиозных и философских темах, то урду использует арабские термины исламской теологии. Считается, что урду возник примерно в 17 веке на улицах Кашмира, где мусульмане-кашмирцы с отличным от хинди языком встречались с представителями других народов Индии и выработали общий язык делового общения. Пенджабский язык наиболее близок к урду по сравнению с языками других этносов Пакистана. Есть в Пенджабе даже районы, где пенджабцы разговаривают исключительно на урду и не знают родного языка. Все остальные языки пакистанских народов, за исключением бурущаски и нескольких других, также относятся к индо-арийской языковой группе. После получения независимости от Англии и отделении от Индии в 1947 г., основные законодательные документы нового государства Пакистан были написаны наспех на английском языке, и было объявлено, что в течение 10 лет они должны быть переведены на урду, но этого не произошло и по сегодняшний день :)


О Пакистане: Обо мне
bottom of page